Многие из нас до сих пор хранят любимые игрушки из детства. Их можно передавать по наследству детям и тогда они обретают вторую жизнь в новой семье. Часто мы не задумываемся о том, на сколько игрушки важны для развития ребенка — помогают ему социализироваться, развиваться, приобретать необходимые для взрослой жизни навыки. Но зато для нас всех важны эмоции, которые они дарят.
Форма, текстура, характеристики способны по-разному развивать визуальные и тактильные ощущения у ребенка, поэтому часто игрушки используются специалистами в работе по диагностике и коррекции развития ребенка и сегодня мы хотим рассказать вам об инклюзивных игрушках, способные детям с особенностями развития помочь адаптироваться в современном мире и улучшить общение ребенка с пространством.

Что такое инклюзивная игрушка?
Инклюзивная игрушка специально создана для того, чтобы быть доступной и подходящей для игры детям с различными потребностями и особенностями развития. Она способна объединить вокруг себя всех, независимо от их возможностей здоровья и создать условия для совместной игры, взаимодействия участников между друг другом.
Инклюзивные игрушки — часть инклюзивной среды, в которой дети могут равноправно участвовать, развиваться и получать положительные эмоциональные и психологические впечатления от игры.
Насколько востребованы подобные игрушки в Югре и действительно ли они подходят для любого ребенка?
Мария Козловская, владелец студии развивающих пособий "SovaSmartBook", создатель развивающих боксов-книг для детей с особенностями развития, владелец и руководитель многопрофильного центра ВераНВ из Нижневартовска:
«Я работаю с детьми с особенными потребностями развития и понимаю, что могу сделать для них что-то очень нужное. В 2018 году, как только у меня самой родилась дочка, я ушла в декрет и начала думать, чем мне заняться кроме коррекционной деятельности.
Так родились первые развивающие книжки, и они сразу оказались востребованными.
Поначалу я создавала за день пять книжек, а за месяц — тридцать. Потом пошли крупные заказы, появились боксы, куда входило уже несколько книжек — 10- 15. Часто у покупающих их мамочек нет коррекционного педагога, поэтому я подбирала книжки индивидуально в соответствии с потребностями ребенка.

Сегодня у нас есть целые серии коррекционных книг, например, PECS, система альтернативной коммуникации для детей с РАС. Есть линейка для воспитателей, где включены лепбуки по различным тематикам, которые требуют от воспитателя в детском саду. Логопедические серии: альбомы по автоматизации, дифференциации звуков. Развивающие книги по цветам, формам предметов, временам года. Просто с популярными героями из мультфильмов и игр.
К нам обращаются не только родители дошкольников, но и имеющих детей в возрасте 15-16 лет, увлекающихся героями игры ТокаБока, Аватарами, Майнкрафтом… Мы всегда обращаем внимание на диагноз ребенка — он может по-другому воспринимать мир и в 11, 12, 13 лет, книги нет необходимости привязывать к возрасту.
Обычно перед оформлением заказа я связываюсь с мамами — невозможно создать бокс для ребенка с особенными потребностями в развитии, не зная его поведения. Обсуждаем все заключения, чтобы я могла полноценно подготовить бокс, определить, что нужно развивать, какие результаты нужны, на что стоит обратить внимание. Обычно запросы идут на развитие речи, подготовку к школе, графомоторику, запуск речи».
Сегодня набирают популярность инклюзивные студии, в которых игрушки создаются самими людьми с особенностями развития. Вместе с игрушкой продаётся и распечатанная история её создания. Не все однозначно относятся к таким изделиям.
Суть такой игрушки — в подчёркивании особенностей её автора и его неординарного взгляда на вещи. Организация рабочего места для таких мастеров с ограниченными возможностями здоровья требует больше сил и внимания.

Наталья Мусинова, руководитель АНО «Верь в себя» из Югорска:
«Такие студии требуют постоянной поддержки со стороны всех институций. Такая творческая работа для людей с особенностями развития помогает им чувствовать себя активными и нужными обществу, дает возможность реализовывать себя, получать удовлетворение от своего труда.
Каждый человек, независимо от своих возможностей, имеет право на труд и достойное вознаграждение.
Я сама человек с инвалидностью, который в своё время столкнулся с проблемой поиска работы. Долго не могла найти. Когда появилась возможность помогать людям в решении подобного вопроса, зацепилась за неё.
Мы приложили много сил, чтобы ввести контроль качества товаров. У нас есть менеджер, который сидит и фиксирует все этапы изготовления изделия, работает над улучшением. Например, изначально качество наших ваз было не очень хорошим, но сейчас мы видим, как они нравятся людям.
Обучаем специалистов, если им нужна дополнительная квалификация — они проходят онлайн-курсы или едут учиться. Приглашали специалистов и к нам».
Создание авторской игрушки — совершенно отдельный мир, в котором единого мнения просто не существует. Каждая авторская игрушка сама по себе, от рождения, является уникальной и отражает творческий процесс, профессионализм и индивидуальность автора.

Юлия Волощук, мастер авторской куклы из Ханты-Мансийска:
«Тактильные ощущения и радость от конечного результата лично меня вдохновляют и поднимают настроение. Я создаю простые и понятные всем игрушки — раньше такое направление называлось "примитивным", теперь оно получило более приятное название — "наивное". Мои игрушки наивны, добры и приглашают на обнимашки.
Я черпаю образы своих зверушек отовсюду. Есть линейка "Маруськиных игрушек" — её выдумала дочь Маша. Сама она любила играть с созданными ей самой картонными персонажами. Когда я начала шить, она попросила меня сшить ей котейку, чтобы играть с настоящей игрушкой — мы разработали выкройки и вот чудо появилось в нашем мире! Позже появились и друзья для котейки — и теперь у нас целая линейка персонажей.

Когда я готовилась к фестивалю "Местные" в Ханты-Мансийске, организаторы попросили учесть тему и придумать что-то соответствующее. И вот я сижу на крыльце дома, греюсь на солнышке и размышляю. Идей никаких не приходило и тут внезапно меня укусил... комар!
Вначале очень стеснялась выставлять комара, но потом все-таки представила на фестивале. Екатерина Тайлакова подсказала ему имя Ктырь и я добавила "Югорский". Так появился персонаж "Ктырь югорский".
Чтобы самцу не было скучно, сейчас занялась разработкой идеи мошки — летом как без них? Любишь Югру — люби и комаров с мошками».
Однако каждому родителю важно помнить, что любая игра хороша в меру.
Людмила Горлова, медицинский психолог:
«Игра — важный вид деятельности для детей до 7 лет, в любом периоде происходит развитие психологических функций. При работе с детьми выбор методического материала должен быть адаптирован к их возрасту и особенностям их развития.
Если игрушки соответствуют зоне ближайшего развития, то ребенок будет заинтересован и успешен в усвоении материала. Как только совершился переход к следующему психологическому возрасту, игрушкам придётся "уйти" от детей, иначе продолжение игры можно провести к задержке психологического развития, развитию выученной беспомощности и инфантильности».
Перед современными родителями сейчас стоит огромный выбор между различными игрушками, но самым главным поводом для их приобретения всё-таки должна стать та положительная эмоция, которую они способны вызвать.
Мы рассказываем о мастерах и ремесленниках нашего региона в рамках проекта «Новая история югорского ремесленничества». Проект реализуется АНО Агентство «КУЙ» при поддержке губернатора Югры.
